Показатель доли лекарственных препаратов, произведенных на территории России, является одним из стратегических. Его целевые параметры прописаны в «Стратегии Фарма-2020».
До текущего момента деление на импортные и отечественные препараты осуществлялось по месту расположения головного офиса производителя. Но за последние 5 лет иностранные компании провели большую работу, которая изменила ситуацию на рынке. Производители выбирали одну из возможных стратегий, которая позволила развить «локализацию»: строительство собственных производственных мощностей в России, заключение соглашений о локализации препаратов от упаковки до полного цикла с отечественными компаниями, а также приобретение российских заводов для переноса производства лекарственных средств.
По итогам 2018 г. доля «локализованных» препаратов составила 19,6% в стоимостном выражении и 5,6% в упаковках. Аналитики DSM Group отмечают, что в большей мере локализуются лекарственные средства, которые участвуют в государственных закупках. Поэтому в государственном сегменте доля таких препаратов выше, и составляет 34%, хотя в упаковках на них приходится только 4,7%.
Влияние «локализации» на аптечном рынке меньше: только 13% в стоимостном выражении импортных препаратов производится на территории России (в упаковках 5,8%).
Таким образом, в 2018 г. доля препаратов, произведенных в России, составила 49,7% в руб. и 66,9% в упаковках.
2018 год
Рынок в целом
Доля, руб., %
Доля, упак., %
Импортные
50,3
33,1
Локализованные
19,6
5,6
Отечественные
30,1
61,4
Розница
Доля, руб., %
Доля, упак., %
Импортные
58,9
35,9
Локализованные
12,9
5,8
Отечественные
28,2
58,3
Госсегмент
Доля, руб., %
Доля, упак., %
Импортные
31,3
19,5
Локализованные
34,3
4,7
Отечественные
34,4
75,8
Источник: DSM Group